Sanan (sananahead) wrote,
Sanan
sananahead

Categories:

Монастырь Эбербах, вино, мурашки по коже и Шон Коннери - часть 1

eregwen говорит, не обязательно писать длинные посты, можно ведь и коротенькие! А мне скучно коротенькие… как-то вроде смысла нет… поэтому я как обычно. : )
Ну вот, пару недель назад.




 

Весть о монастыре Эбербах, где снимался фильм «Имя розы», С. приволок домой с корпоративной вечеринки, и я сразу загорелась! Как же, я же обожаю Умберто Эко, и эту книгу, и экранизация мне так нравится! И мы сразу поехали – и ничего не увидели. Как-то совершенно не поняли, куда идти, что смотреть. Казалось бы – что может быть проще, чем осматривать достопримечательности? А поди ж ты, тоже нужен навык!

Знатно потренировавшись, я решила повторить визит спустя 8 лет, и на сей раз вышло хорошо!

Склоны Рейна – это вообще прелесть что такое: каждые 2 километра замок, кроме них монастыри, средневековые городки, виноградники - одна вещь, достойная примечания, на другой. Эбербах идеально вписывается в общую картину, сочетая ухоженность и абсолютную аутентичность.



Основан монастырь был в 12 веке. Тогдашний архиепископ Майнцский обратился к аббату Клерво - главе одного из крупнейших французских аббатств бенедиктинского ордена – с просьбой прислать ему братьев-цистерцианцев для освоения земель.


Речь зашла именно о цистерцианцах по следующей причине: во главу угла они ставили аскетический труд как наиболее целесообразный способ умерщвления плоти. «Молись и трудись» было их девизом. Поэтому насаждением и распространением христианской религии (собственно, миссионерством) они занимались посредством основания общин и монастырей на безлюдных землях. Как нам объясняла экскурсовод в монастыре, именно цистерцианским орденом были заложены основы современных знаний и методов мелиорации. Поскольку они на этом узко специализировались, никто лучше них не умел сделать так, чтобы чащи и болота «превратились в зелёные и пышные сады!» : )


Вот поэтому архиепископ Майнцский, болевший душой за судьбу малоосвоенных участков Рейнской области, попросил Бернара Клерво подогнать толковых ребят, что тот и сделал. Прибыв прямиком из Бургундии, традиционная команда из аббата будущего монастыря и 12 сподвижников (по образцу Христа и 12 апостолов), припарковала осликов, огляделась и, вздохнув, поплотней перепаковала одну из самых ценных вещей, привезённых с собой – виноградные лозы. Говорят, что нынешние рейнские вина производятся из прямых потомков тех бургундских лоз, привезённых в 1136 году в Эбербах.


Пару слов о Майнцском епископате. Хочу об этом сказать, поскольку всегда поражаюсь датам, точнее говоря, древности местной цивилизации.

 
Городок Майнц, не то чтоб очень большой, но всё же столица соседней земли Райнланд-Пфальц (название не длинное, но у меня ушло несколько лет на то, чтоб научиться выговаривать его без запинки – всё-таки 3 гласных на 9 согласных), в 89 году был назначен столицей провинции Германия Римской империи. Для верности уточню: в 0089 году. А римский военный лагерь в окружении местных деревенек тут стоял уже в 13 году до рождества Христова.


Диоцез Майнца как епархиальный округ, т.е.
территориально-административная единица Римской католической церкви, фигурирует в документах с 4 века. Глава диоцеза (епископ, позже архиепископ) одновременно являлся административным главой всего округа (а Майнцский округ был огромный). А подчинялся он только папе Римскому, который сидел далеко, т.о. власть архиепископа была, по сути, ничем не ограничена. А вы думаете, почему Мартину Лютеру сошёл с рук весь его чудовищный сепаратизм? Да потому что его покрывал тогдашний архиепископ Майнцский, одна из важнейших фигур на доске европейской политики. На этом теплейшем месте всегда сидели особенные люди.


Помните Карла Великого? Человек, вновь собравший разбредшихся бывших подданных развалившейся Римской империи, объединивший под своей властью всю Западную Европу, огромную территорию от Северного до Средиземного моря. Это ему памятник возле Нотр-Дам в Париже, это его в 800 году короновали на красном гранитном кругу, выложенном сейчас прямо перед входом в
соборе св. Петра в Ватикане. Он правил огромной империей, его сын Людовик Благочестивый правил его империей, его внук Лотарь правил империей, а племянник Лотаря был архиепископом Майнцским! Седьмым по счёту (до 745 года были епископы и документация велась неаккуратно, поэтому они не считаются, а в 745 году майнцский «голова» получил звание архиепископа).

Правнук, внук и племянник властителей западного мира, в середине 9 века. Представляете, какие тут накапливались богатства, какая тут всегда была цивилизация? Недаром Гутенберг именно здесь изобрёл книгопечатание! А тогдашний архиепископ Майнцский, 58-ой по счёту, поддержал его в тяжёлый момент, дав должность при своём дворе с хорошей зарплатой.


Но мы возвращаемся к 25-ому архиепископу Майнцскому, который в перерывах между потугами карьерного роста (мотался в Ватикан) и политическими интригами (он поддерживал восстание тогдашнего принца против короля-отца) нашёл время пожалеть о пропадающих зря перспективных землях и найти правильных людей для их освоения.


Люди в самом деле оказались правильными и освоились быстро. Расчистили лес, где-то подсушили почву, строили одно за другим здания. Монастырь в его нынешнем виде вырос довольно быстро, к середине 13 века все основные работы были закончены. Чего там настроили – можно сегодня пойти и посмотреть. 


На конец 12 – начало 13 века приходится наивысший расцвет монастыря: тогда в нём было около 200 монахов и в 3-4 раза больше братьев и послушников (которые жили отдельно, не в монастырских зданиях).

Устав монастыря был необычайно аскетичен. Строгий пост соблюдался всегда, только в некоторые праздничные дни подавалась рыба. Т.е. животных они не держали. Летом ели 2 раза в день, зимой 3. Отопления не было никогда (нет его и сейчас), места для каминов не предусмотрено. До 16 века окна были застеклены только в церкви, в прочих помещениях их символически прикрывали. Холод считался одной из важнейших мер по умерщвлению плоти.

Долго обитатели монастыря были обязаны соблюдать обет молчания. Поскольку они от рассвета до заката интенсивно работали и занимались непростыми вещами, требующими скоординированных действий, они разработали свой язык знаков, довольно богатый. 

По мере улучшения условий и расширения хозяйства в монастырь потянулись люди – работники и послушники. Работников не привечали – платить-то неохота, - а вот послушников из числа местных, принимавших работу на пользу монастыря как свою обязанность, брали весьма охотно!


Постепенно произошло расслоение братьев на две группы. Смотрите. В монастыре должны выполняться 2 важные функции: физическая работа (строительство, обработка земель) и духовно-интеллектуальная (молитвы, уход за реликвиями, позже добавилась работа с письменными источниками). В сутки служилось 8 месс. Каждые 4 часа братья бросали всё, чем занимались, и шли в церковь. Это не всегда практично. Иногда имеет смысл пойти молиться тому, кто знает молитвы, а тому, кто будет только хлопать глазами или засыпать, лучше остаться на рабочем месте. Так постепенно выделились два класса: привилегированный образованный, занятый «работами» в помещениях, и «второй класс», для физической работы «на свежем воздухе». В 1261 году послушник, не выдержавший тяжкого труда и презрения со стороны «старших братьев по разуму», пришёл со свежего воздуха в помещение и убил аббата. Неприятная тогда вышла история, прямо-таки восстание, пришлось им несколько реформировать распорядок.


И с тех пор так и шло: накопление – потеря, накопление – потеря… До Тридцатилетней войны всё было в порядке, в 1631-ом ворвались шведы, разграбили библиотеку, выпили 384 000 литров вина.

(Я так понимаю, последняя цифра из отчёта может быть из серии «- Две бутылки вина выбросила в пропасть.  – Три! – Пиши три». : ) Но там, в принципе, в самом деле грабили)


Потом опять какое-то время всё спокойно – потом бах, при Наполеоне секуляризация (отделение церкви от государства, сопровождаемое конфискацией церковного имущества).


В 1813 монастырь вообще закрыли и устроили там женскую тюрьму. Рассадили в кельях легкомысленных девиц, и так 100 лет, до 1912 года. А с 1815 и на последующие 30 лет устроили в одном из зданий сумасшедший дом.

С 1913 тут был военный госпиталь, а в 1929 опять вернули монастырь, и с тех пор снова идёт период восстановления и накопления – всё отремонтировали, собрали реликвии, опять вино делают...


А в 1985-ом сюда приехали снимать «Имя розы»!

Жан-Жак Анно, режиссёр:

«Исследования в Европе на предмет монастырей длились несколько лет.

Я посетил множество мест, я надеялся где-нибудь найти «монастырь моей мечты», я осматривал, прежде всего, итальянские и французские монастыри. Позже я приступил к осмотру австрийских… а потом увидел и немецкие монастыри.

После того, как было посещено почти 300 монастырей, аббатств, дворцов и башен, нужно было наконец сделать выбор...

Сегодняшние монастыри или населены монахами, нашими современниками, или это музеи, которые соответственно выглядят как музеи. Это означает, что они красивые и чистенькие, в них ни до чего нельзя дотронуться или что-то переставить, ну и, конечно, они не выглядят местом, в котором жили в 14 веке.

В конце концов речь могла идти только о монастыре Эбербах. В построенном в 12 веке монастыре жили в свое время в большой нужде 200 монахов и 300 братьев. Бывшие спальные помещения стали в фильме скрипторием, собственная больница была использована как трапезная, а подвальный зал стал залом суда».


«Бывшие спальные помещения» - это огромный зал, некогда разделённый перегородками на узкие кельи – по окну на каждую.



В фильме использовали всего, может быть, одну шестую этого зала:



Видите, мальчик смотрит на приоткрытую дверь напротив? Это же вход в секретную библиотеку, в которую они так стремились и в конце концов попали!

Вот оригинал двери, вокруг которой они с тоской ошивались полфильма:



Хоть я и знаю, что никакой таинственной башни там за дверью нет, желание заглянуть было невыносимым! Поэтому после окончания экскурсии я вернулась и открыла дверь.



А за ней была другая, металлическая, прочно запертая (уж конечно, я подёргала ручку) и даже без замочной скважины. Безобразие.


Надо сказать, весь монастырь испещрён загадочными дверями и двёрками, ведущими то в помещения непонятного назначения, а то и вовсе в стену или друг в друга. Открыв дверь и войдя в темноту, нипочём не знаешь, где выйдешь. Внешние стены очень толстые, в них узкие потайные ходы.

Вот, например, проход из спального зала в церковь (освещённые ступени вниз):



Справа внизу ещё какая-то дверь, слева вверху ещё какое-то квадратное окошко… По расположению мне кажется, окошко находится прямо напротив таинственной двери, которая по фильму вела в библиотеку. Так там таки какое-то помещение?


Экскурсовод сказала, они до сих пор не знают всех ходов и не понимают назначения всех отверстий и помещений. Я так поняла, все эти переходы до такой степени требуют ремонта, что они иной раз боятся туда соваться. Деньги у них, похоже, есть, и реставрационные работы постоянно ведутся, но экскурсии по потайным ходам пока не сделали.


Нет, это звучит глупо. Это просто ужасно тупо!!! Я, конечно, внимаю всем доводам рассудка, но Том Сойер во мне корчится от негодования: как можно открыть дверь, увидеть потайной ход и не войти туда?! Стоять на пороге тайны и не сделать шага, потому что там осыпалась штукатурка?! Бесчувственные болваны! Меня бы в этот монастырь, да я бы в три дня всё облазила, а через неделю у меня была бы готова полная карта!


Гюнтер рассказывал: его кузен получил ключи от одного из крутейших местных замков, поскольку руководил там работами по электрификации. Так они в первую же ночь влезли в замок и всё там жадно осмотрели! Ох, я так это понимаю! Как бы я пробежалась ночью по этому монастырю! С факелом было бы, конечно, роскошно, но я бы согласилась и на фонарик. Только надо было бы очень тепло одеться.  


Холодно! Это одно из самых сильных впечатлений от монастыря Эбербах. Какой же невыносимый там стоит холод!

Ещё одна сцена в большом зале:



Видите, у Шона Коннери, который только что хмыкнул, вылетело облачко пара. При какой температуре появляется пар от дыхания? Пальцы у меня окоченели через минуту, я еле справилась с молнией. За бортом в тот день было +10; снаружи было настолько теплее, чем в зданиях!!! Так это был солнечный конец марта! А каково было там жить зимой? А без окон? А при скудном обезжиренном питании?


Одна участница экскурсии спросила, правда ли, что средняя продолжительность жизни цистерцианского монаха в Средние века составляла 28 лет (при условии, что обет и все тяготы по его исполнению он принимал лет в 16-18). Говорит, есть такая статистика, что в тех условиях человек загибался в среднем за 10 лет. Экскурсовод этого не знала, сказала только, что основатель ордена Бернар Клерво умер в 63. Ну, надиктовать правила – это ж не следовать им… Я не представляю, как там можно даже год протянуть. Холод пробирает до костей; я думаю, после первой же зимы от ревматизма уже не избавиться.   


Кстати, посмотрите на жуткого старика справа, в чёрном капюшоне! Одна из центральных фигур фильма – слепой Хорхе. Режиссёр об этом актёре (вот вы не знаете, кто это, а по-моему, это обалдеть просто : )):


«Сын знаменитого Шаляпина был великолепен. Он уже успел состариться, ему было 82, но он был еще привлекателен и полон достоинства. Его жизнь была легка, так как он жил с прибылей от продаж записей своего отца. Он потратил много денег, имел красивых женщин, поездил по свету и владел шикарной виллой в Риме. Лет в 75 он подумал, интересно было бы поглядеть, как делают кино. И работал некоторое время как статист. В процессе разговора с ним я нашел его облик изумительным, я подумал, что он будет прекрасно выглядеть слепцом в роли Хорхе».


Представляете?! : ) Фёдор Шаляпин-младший. Вот молодец! В 75 лет заинтересовался кино! : ) Это я к тому, что – жизнь не заканчивается в любом возрасте.

Да, так из большого зала ведут три двери. Правая изображала в фильме вход в библиотеку, а на самом деле ведёт неизвестно куда, левая ведёт полуразрушенное помещение типа подсобки, а средняя (которая в фильме тоже замаскирована) ведёт вниз, в церковь. 

 

Церковь огромная и абсолютно аскетичная.


Это центральный проход, справа и слева за колоннами там ещё обширные боковые… в церкви это называется «приделы»? Надо выучить наконец терминологию церковной архитектуры… Когда сравниваешь оригинальные помещения и сцены в фильме, поражаешься воображению режиссёра: это надо же было с такой фантазией интерпретировать пространство!

Алтарь церкви в фильме отгородили решёткой. Вот Вильям Баскервиль с учеником только что прибыли:



Потом решётку убирают, выстраивают деревянные сидения и на этом же месте снимают хор. Полное впечатление, что это совершенно другой зал.



А вот боковой проход справа от алтаря:



Они там устроили что-то вроде вторичного алтаря Деве Марии.

Видите на заднем фоне две маленькие капеллы, вход в которые закрыли занавесками? И над правой из них – дверь на «втором этаже».

«А что это за дверь? – спросила я. – Куда ведёт?»


«А, это неизвестно! – бодро отозвалась экскурсовод. – Из этой двери больше нет никаких выходов, а к этому единственному не предусмотрена лестница! Возможно, это было что-то вроде кладовки!»


Да прям, кладовки! – подумала я. Шкафы там старые хранили, как же. Прям снизу и забрасывали.

С правой стороны это комнатки крыша, с левой на этом уровне спальный зал. Там наверняка люки и проходы в обе стороны, просто смотреть надо хорошенько! Искаторы тоже! Меня бы туда!!!

Вот ещё скептического: много криков было об абсолютной аутентичности фильма и кропотливой работе консультантов-историков. Тем не менее встречаются смешнейшие ляпы. Например, вот скульптура Девы Марии из фильма:



Поправьте меня, если я ошибаюсь, но в 1327 году, в котором происходит действие романа, вот этих барочных складок одежды, локонов и щекастеньких кудрявых младенцев быть никак не могло!

А за примерами не нужно далеко и ходить. Вот же собственная Мадонна Эбербаха, средневековая, как по ней и видно. Симпатичные какие! : )



Там ещё девчонка была на барельефе – ну до того ж ладненькая! Неужели монахи вырезали? : )



В фильме обыграно ещё одно помещение – оно было первым, в которое нас завели: «читальный зал» с единственным выходом прямо во двор, в котором производились общие чтения сакральных текстов.



В фильме в нём проводят заседание суда:



Двухъярусные скамьи по периметру являются частью стен. По словам экскурсовода, сюда вопреки правилам вежливости сначала запускались послушники и рабочие братья, которых усаживали на второй, верхний ряд, спиной к холодным стенам, а потом заходили монахи и те, кто постарше, и усаживались спиной к тёплым коленям своих коллег. : )


Ну и винные подвалы!

Темень там стоит – хоть глаз выколи. Заходишь со света – кромешная тьма. Стоишь пару минут, мигаешь, пока глаза привыкают, только потом начинаешь что-то различать. Вино там больше не хранят, поэтому влажность теперь выше, отчего в подвалах ещё холоднее, чем на верхних этажах.



Единственная возможность толком рассмотреть это помещение – это посмотреть фильм. : ) В этом подвале играли заседание инквизиции.



Эти чёрные пятна на стенах – это вовсе не грязь, а остатки полезнейшей чёрной плесени, которая питается алкогольными испарениями и поддерживает в помещении высокую сухость воздуха. Говорят, в раньшие времена, когда воздух становился влажным, на пол плескали вина, чтоб подкормить плесень.


В эстетическом плане плесень придаёт помещениям аутентичности, от чего писал кипятком приходил в восторг режиссёр «Имя розы».


Знаете, фильм ведь снимался в трёх странах. Интерьеры снимали в Эбербахе, сцены в библиотеке в Италии, а всё, что снаружи, во дворе, откуда видно здания монастыря – во Франции. И все эти здания были построены специально для фильма.   


«Строительство длилось 6 месяцев. Было множество проблем, таких, как, например, отливка строительного камня, который должен был быть размером 1x3 метра с симуляцией эрозии. Вот, фотография, которую я сделал в подвале Эбербахского монастыря, очень ценная. Она позволила мне показать декоратору, какую патину я хочу видеть. Обычно, художники не решаются на это, и декорации выглядят неестественно. Они делают их, как выглядели бы музейные стены. Но ведь в то время это место было покрыто грязью и было влажно, так как не отапливалось. Значит, надо отважиться и сымитировать плесень, например. Помню, я дал эту фотографию Данте, и он передал ее малярам, специалистам по патине, которые заботились о том, чтобы стены наших построек выглядели бы старыми, чтобы весь «монастырь» приобрел подобную поверхность».


Я считаю, они потрясающе это устроили. Я всегда была уверена, что съёмки проходили в настоящем замке или монастыре, а не вокруг макета.





Об искусстве синематографа: за этими воротами ничего нет. Ворота находятся во Франции. Ребята открывают дверь – и входят в спальный зал Эбербаха. Перехода не видно вообще. А?! Это же и одежда, и грим, и выражение лица актёра…


И потрясающая вещь – это, конечно, библиотека! Для меня было ужасным разочарованием, когда я узнала, что на самом деле её не существует! Я была так уверена, что найду её в Эбербахе…


«Лабиринт был построен на студии Чинечита, за 3 месяца техники выстроили 30-метровую башню, состоящую из пяти этажей и многочисленных лестниц, которые помечались стрелками, чтобы там никто не заблудился и, прежде всего, не рухнул вниз...»



Когда надо было снимать сцену пожара, они в самом деле подожгли эту башню, и она сгорела дотла! А когда стали проверять записи, оказалось, что из 6 записывающих камер 4 не включились. : ) «Ослы!» - сказал С., когда я ему рассказала, но персонал клялся, что это проделки дьявола.

(Интервью режиссёра взяла с http://sean-connery.narod.ru/)


Ну вот, а в продолжении расскажу, чего забавного пережила вне исторического контекста.
Пожрать там, ну как обычно. Не, а чего, если вкусные фотографии?!

 

Tags: Германия, кино, книги, путешествия
Subscribe

  • сон

    Случайно вдруг вспомнила. Пережила этой ночью во сне два острых аморальных удовольствия одновременно, срезонировавших в общее чувство глубочайшего…

  • опять этот сон! :(

    Ёлки, ёлки, я не избавилась, ни капельки не избавилась!.. : ((( Опять, да что ж это такое... :( Опять мне приснился этот сон! Конечно, это было…

  • счастливый сон

    Я только что видела совершенно восхитительный сон. Очень личное; читать, конечно, можно, просто не знаю, интересно ли. Будто бы я была в квартире у…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • сон

    Случайно вдруг вспомнила. Пережила этой ночью во сне два острых аморальных удовольствия одновременно, срезонировавших в общее чувство глубочайшего…

  • опять этот сон! :(

    Ёлки, ёлки, я не избавилась, ни капельки не избавилась!.. : ((( Опять, да что ж это такое... :( Опять мне приснился этот сон! Конечно, это было…

  • счастливый сон

    Я только что видела совершенно восхитительный сон. Очень личное; читать, конечно, можно, просто не знаю, интересно ли. Будто бы я была в квартире у…