Sanan (sananahead) wrote,
Sanan
sananahead

Categories:

Париж - ноябрь 2007. День второй.

На следующий день поехали в Версаль.
Я в восторге – реставрация идёт настолько полным ходом, что просто дух захватывает! Ведь уже много лет для осмотра были открыты одни и те же помещения, один и тот же недлинный путь через одно крыло дворца. А в этом году – «как подурели»! : ) Каждый раз, как я туда приезжаю, там открываются новые помещения, комнаты, коридоры, проходы, которых я раньше никогда не видела! Теперь не знаешь, куда бежать! Теперь нужно три часа, чтоб всё это осмотреть!
Но какой я обнаружила жуткий прокол!.. Голосом Швондера: «Это какой-то позор…» : )
В предбаннике перед выставкой портретов вывесили генеалогическое дерево королей, живших в Версале, с портретами. Дело хорошее, но только посмотрите, что они учудили… 

 

Слева Людовик XIV с женой Марией-Терезией и их сын великий дофин Луи де Франс с женой Марией-Анной Баварской. Тут всё правильно. Теперь идём правее и видим двух жён Филиппа Орлеанского, младшего брата Людовика XIV. И посмотрите на портрет Елизаветы-Шарлотты… Эти версальские ослы оба раза напечатали Марию-Анну Баварскую... : ) Лизелотта выглядела совсем иначе, тут у  snorri_diможно посмотреть.

Надо же им как-то написать в Версаль, да? А они поймут, если написать им по-немецки? А то я по-французски не умею. : ) Но нельзя же это так оставлять, правда?
 
По-моему, я уже как-то упоминала, что теперь, кроме парадной спальни короля, открыта приватная спальня короля. Ничем, кстати, от парадной не отличающаяся – та же золотая парча, те же перья на балдахине. Но всё же именно на этой кровати, стоящей по ту сторону зеркал Зеркальной галереи, якобы умер Людовик XIV. А Людовик XV никогда там и не спал – у него вообще комнаты были наверху, маленькие. Но в любом случае было интересно заглянуть во внезапно открывшуюся дверь, ведущую из приватной спальни короля во внутренние покои дворца:



Над дверью в тени – портрет Марии Лещинской. Интересно, это были покои короля или королевы? Теперь с Версалем надо знакомиться заново. : ) 
 
И двери в приватные покои Марии-Антуанетты тоже распахнули. Вот она совершенно точно тут ходила… : )



А обойцы-то те же самые, что и год назад!.. М-да, прошли времена, когда во всём дворце обои меняли дважды в год – осенью на бархатные, весной на ситцевые… : )
 
Версаль в осенних красках:



Летом, летом туда нужно…
 
Возле фасада, выходящего в парк, увидела скульптуру:



Ни в позе, ни в лице, в общем, нет ничего угрожающего, но я сразу подумала: «Хронос, он же Сатурн, пожирающий своих детей». Забавно, что женщина с ребёнком вызывает автоматическую позитивную реакцию, а мужчина с ребёнком - автоматическую негативную. От же ж мифологические стереотипы. : )
 
Когда мы уходили, я не выдержала и сфотографировала двойную очередь. : ) Вход – там, вдали, между домами.
Несколько месяцев в году (кажется, с ноября по март) каждое первое воскресенье месяца (выходит, всего 5 дней в год?) вход в Версаль бесплатный. И тут уж народу собирается… К полудню очередь достигает длины в пару километров. Правда, движется она довольно быстро. Но вид её всё равно вызывает оторопь.



Из Версаля мы поехали в Дом инвалидов. Там как раз открывался небольшой парад в честь годовщины победы в Первой мировой войне.
 
В тот момент, когда я делала фотографию, ко мне подошёл исключительно доброжелательный чернокожий полицейский и на ломаном английском попросил 50 евро. В ответ на моё хлопанье глазами он ласково объяснил, что это – закрытое государственное мероприятие, фотографировать которое запрещено, и я прямо сейчас заплачу штраф, чтобы прочим было неповадно. Покосившись на толпу окружавших нас «прочих», радостно щёлкавших фотоаппаратами, я чуть приободрилась, пискнула «Нихт ферштейн!» - и торопливо слиняла. Так что прошу оценить: эксклюзивная фотография. : ) Но Саркози там точно нет, я проверяла. : )



Есть, ребята, одна вещь, которая меня неизменно поражает в наших женщинах. Это ногти.



Конкретно с этими ногтями связано моё небольшое смущение. : )
 
Мне казалось, что женщина, склонная устраивать подобное с собственными руками, должна обладать некоторыми специфическими особенностями характера. Я постесняюсь прямо лепить ярлыки «вульгарности» и т.п., но я всё же ожидала какой-то… безапелляционности, что ли… Однако владелица этих серебристых штучек оказалась необыкновенно мягкой, приветливой и открытой – с готовностью позировала мне ногтями на траве и охотно и подробно рассказывала о мотивах и истории их создания. Я даже смутилась, потому как от женщины с такими руками ожидала совсем другого характера. : )
 
Вообще наша группа порадовала меня в этом отношении. : )



Из Дома инвалидов мы, конечно, прошли в музей Родена, и там в саду глазастая Наташка углядела и показала мне такое чудо в коляске! : )
Мужчина выгуливал дитё, упакованное в дивную одёжку – я ещё такого не видела: 



Тут видны только младенческая толстая щека да розовое ухо – но в каком они капюшоне! : ) Шикарная серебристая куртка, отороченная пышнейшим мехом, подозрительно похожим на натуральный! Не дитя, а чистый принц! Ну или принцесса. : )
 
Если кто будет рядом с музеем – не пожалейте времени на понюхать розы! Вот честно – я настолько ошалела от запаха, что чуть не забыла, где нахожусь. Там, в саду, отборные сорта роз – они все до одной обладают сильнейшим, поразительным ароматом. Разного цвета, разной формы, но запах!.. Просто до головокружения. Я ещё нигде такого не переживала.



Что же касается самого Родена… Когда меня спрашивают, люблю ли я его, я сразу говорю: «Нет». Когда я оказываюсь рядом с его произведениями, я понимаю, что я его не люблю – я от него млею. : )


Очень жалко, что был закрыт зал Камиль Клодель – её работы сейчас вывезены на выставку в Испанию. Помню, когда я впервые узнала её историю, я абсолютно не поняла её чувств - поскольку видела портрет Родена, но не видела его правильных, не заказных, не нагруженных социальной тематикой работ. ( NB: написать пост про Камиль Клодель)
«Вот из-за этого?!.» - недоумевала я, разглядывая бородатого Родена. А потом я попала в его музей и поняла, что дядька-то был очень чувственный, с удивительно богатой фантазией и удивительно ловкими руками, не говоря уж о том, что попросту гений… : ) М-да, тут увлечёшься…




А вот прелестное. : ) Стою я возле этой скульптуры. И вдруг у меня за спиной жаркий женский шёпот, полный восторга:
-          ОТ ЭТО МУШШШИНА!..



Тут сомлеешь! : )))
Ужас, мы с Н. ржали в голос посреди музея… : )
 
А потом мы поехали в Лувр! Там я отметила второй «тайный проход» (первый был к Сакре Кёр): справа от малой Триумфальной арки (если стоять спиной к пирамидам; впрочем, слева наверняка есть симметричный) находится ещё один вход в Лувр – уж там-то точно нет никакой очереди. Вообще боковых входов в Лувр столько, что я просто поражаюсь, как это ещё кому-то удаётся постоять в очереди.
 
В Лувре мы первом делом бросились в рестораны. Помимо отдельных заведений, там есть такая себе зона общепита и самообслуживания: дюжина прилавков с кухнями народов мира. Китайская, итальянская, мексиканская, французская и т.п.
 
Продавцы там, кстати, ужасно щедрые. : ) Когда мы там в последний раз ели с мамой, мы хотели блюда из разных лавочек, поэтому сначала взяли маме, а потом я пошла и отдельно докупила себе. И вышло так: мы стоим рядом, мама заказывает себе закуску. Продавец кладёт ей ложечку и спрашивает: «Одна порция?» «Одна, одна!» - подтверждает мама. Продавец внимательно смотрит на меня – и кладёт вторую ложку. С дежурным по мясу то же самое: «Одну порцию?» - «Одну, одну!» - продавец смотрит на меня и кладёт маме в тарелку второй кусок курицы. : ) Деньги с нас взяли как за одну порцию, но на самом деле она была двойная. И неудобно как-то объяснять, мол, да нет, ребята, у нас деньги есть, всё нормально, просто я хочу еды из соседней лавочки… : )
 
А в этот раз мы с Наташкой облюбовали лавочку «Марракеш» и получили большое удовольствие!

  

В качестве закуски у меня кускус с изюмом и баклажаны, а в качестве основного блюда – баранина опять же с кускусом, овощами (вроде бы тыква и что-то неопознаваемое, но приятное), черносливом, миндалём, луком, горохом, аджикой… Ужасно вкусно, просто язык проглотить.
 
Потом мы наскоро пробежались по французским королям, посочувствовали Габриэль д’Эстре, а я ещё разок полюбовалась на Анну де Боже (15 век, сестра Карла VIII, одна из лучших регентш Франции). Красивая тётка, на Маргариту Терехову похожа.
Единственный человек на портретах до 19 века с удлинёнными ногтями. : ) И левша к тому же – видите, большой палец левой руки сверху. 

 

А после мы рванули к Наташиной цели – в зал Аполлона, где выставлены драгоценности из королевской сокровищницы. Я об этом зале понятия не имела, но внимательнейшая Н. сумела выудить полезную информацию из болтовни гидессы. 
Путь к залу Аполлона лежал через прелестную выставку драгоценных предметов быта. Вот, к примеру, дивный позолоченный колокольчик – «Приятно вызывать таким горничную!» - сказала Наташа. Да уж, да уж… : )



А вот персональный кофр Анны Австрийской! Тоже позолоченный.



Я столько читала об Анне Австрийской, а теперь стою перед сундучком, в котором она хранила какие-то свои милые сердцу штучки, и который она сто раз открывала и закрывала, так что если бы я могла коснуться сундучка, это было бы всё равно, как если бы я коснулась её руки. Моя рука в пяти сантиметрах от следа её руки – та самая Анна Австрийская, которая испанская принцесса, и Ришелье, и мушкетёры, и Бэкингем, и оба Людовика!.. И я отделена от неё четырьмя сотнями лет – и какими-нибудь пятью сантиметрами. Я практически касаюсь её – сквозь четыре сотни лет.
 
И вот ещё один надолго удержавший меня предмет: зеркало 15-16 века.



Судя по отделке, по размеру изумрудов гляделись в него весьма непростые дамы. Это всё предметы из королевской сокровищницы. 15-16 век? Кто в нём отражался – Аньес Сорель? Габриэль д’Эстре? Королева Марго, её подружки? 
Я попыталась поймать там своё отражение – взглядом это несложно, а фотоаппаратом сквозь витрину непросто. И всё же – вот, теперь там отражаюсь я. : )



Вот бы просмотреть ряд женщин, прихорашивавшихся перед ним до меня! Полагаю, я оказалась в хорошей компании. : )
 
Забавно разглядывать драгоценности короны, только их мало и они почти все 19 века, не старинные.



Единственное исключение – «корона Людовика XV». 



Из-за несимметричного расположения цвета драгоценные камни кажутся стёклышками. : ) 
Наташа задала справедливый вопрос – почему Людовика XV? Разве каждому королю делали отдельную корону? Скажите, плиз, если кто знает.
 
А вот очень интересное – корона и диадема Евгении Монтихо, супруги Наполеона III! Вот она в этой диадеме на портрете Винтерхальтера! : )
(не дайте сбить себя с толку – на фотографии над диадемой виднеется верхушка короны Людовика XV)




А ещё меня поразила Ника Самофракийская. Она, вообще-то, стоит прямо напротив парадного входа, но я же вечно пробираюсь в Лувр огородами, так что видела её всего раз мельком. А сейчас вылетела прямо на неё из зала Аполлона. Какая же она огромная… Я потом посмотрела в справочнике – 2,45. И действительно, эта мокрая, облепившая её ткань… Удивительно искусно сделано.



А вот оригинальные дверные ручки в коллекцию zyabra!



Это, в общем, означает, что мы с Наташкой отужинали, да и поехали домой.
 
Мне полегчало. : )

Tags: Версаль, Лувр, Париж, Роден, еда, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments